Четверг, 02.05.2024, 15:38
| RSS
Главная | Проблемы памяти и гуманизма на уроках литературы
Меню сайта
Форма входа
Поиск по сайту
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Друзья сайта
  • МОУ ГСОШ

  • Сайт Озорниной Н.А.
  • Статистика сайта

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    т       
    Дружинина С.А., Югова Л.Д.
    педагоги МОУ Григорьевской СОШ

    Проблемы памяти и гуманизма на уроках литературы. Рассказ А.Ф.Чебыкина «Картофелины»
    Урок внеклассного чтения в 7 классе
    Чтобы боль каждого…


    Цели: 1) Помочь учащимся увидеть и осмыслить гуманистическую идею произведения и её проявление в образном строе рассказа;
    2) способствовать формированию навыков аналитического чтения;
    3) формировать умение видеть характер героя в развитии.

    Оборудование: портрет писателя, цветные иллюстрации, фотографии работников госпиталя, карточки, компьютерное приложение (презентация), текст произведения(ксерокопии).
    Цели урока: 
    Воспитательная – воспитывать гражданскую позицию ученика: способность самостоятельного выбора, умение и желание сопереживать, толерантность.
    Учебная – совершенствовать умение анализа художественного текста.
      Развивающая – развивать коммуникативные способности учащихся.
    Задачи:осмыслить текст, задуматься над прочитанным и над теми уроками, которые преподносит автор
     Тема урока: Чтобы боль каждого…
    Эпиграф: взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего
    I Слово об авторе
    В небольшой деревне, где всего-то и было 32 избы, все жители имели одну фамилию – Чебыкины. «Деревня Чебыки – это моя родина, родина моих родителей, дедов и прадедов. Затерялась она среди таежных лесов Урала. Всматриваясь вдаль, вижу бугорок. Вот куст сирени, березы, рябины, что росли когда-то у домов. По этой дороге провожали на фронт односельчан в 1941 году. Здесь была моя деревня Чебыки, а теперь ее давно нет. В наших краях не было великих сражений, не гремели бои Великой Отечественной войны. Здесь немцы не жгли деревни, как это было в Белоруссии, Польше, с Хатынью. А ответ прост – многие деревни оказались неперспективными и исчезли с лица Земли. Но в людской памяти они останутся навсегда, потому что это родина.
      В родном краю побыть хочу,
      Мне хорошо здесь было, любо,
      Тащатся годы, мчатся дни, 
      К деревне сердце не остыло.
     В нашем краю считают, что об умершем человеке помнят до тех пор, пока на его могиле не сгнил крест. Вот почему стараются ставить металлические или каменные», - вспоминал Александр Федорович Чебыкин, родившийся 5 сентября 1930 года в деревне Чебыки Пермской области. В 1948 году закончил 10 классов Григорьевской средней школы(с.Григорьевское Нытвенского района), поступил в Военно — морское авиационно — техническое училище г.Перми, которое окончил в 1950 году. После окончания был направлен на работу в Советскую Гавань в качестве старшего техника звена 41 ИАП. После окончания Московской Военно — политической академии был направлен на Кавказ. Служил в Грузии, Абхазии, Краснодарском крае. С 1980 по 1992 гг. был руководителем общественно — политической практики студентов Кубанского государственного университета, с 1995 по 1998 гг. преподавал историю в школе №73 г.Краснодара. Вел активную общественную деятельность: был председателем Совета ветеранов 171 ИАП г.Краснодара, членом правления Пашковского казачьего общества. Последнее десятиление тесно сотрудничал с краеведами, библиотекарями и музейными работниками Нытвенского района, поддерживал связь с родной школой. Ежегодные встречи с учениками школы дали жизнь традиции: в школе проходят Чебыкинские чтения.
    Член Союза журналистов России, автор книг о земле Пермской, о своих земляках и однополчанах «Русь моя неоглядная», «Стефан Пермский», «Герой Днепра»
    Александр Федорович каждый год приезжал на родину, собирал односельчан на встречу- праздник летом. На месте родной деревни насыпал курган и установил крест. Вот она любовь к родным местам… А свой юбилей,75летие, Александр Федорович приехал отмечать в родные края, в родную школу. Поздравить юбиляра пришли ученики, учителя школы, односельчане, одноклассники, представители районной и сельской администрации, руководители краеведческого музея г. Нытвы и поселка Ильинский, областной библиотеки имени Горького, районной и сельской библиотек, представители политических партий и уральского казачества, герои его произведений. Приехали поздравить писателя преподаватель, пермский композитор, руководитель хора А.Трухин- герой рассказа «Потеря»- и чета Черемных из с. Мокино - герои повести «Поломка»- друзья, многочисленные родственники и знакомые писателя.
    Умер в марте 2008 года.
    III Историческая справка
    На территории с.Григорьевского Молотовской области (ныне Пермский край) был дислоцирован эвакогоспиталь 5939 с 08.1943 г. по 12.1945 г. В настоящее время, когда границы стали открытыми, выяснилось, что в госпитале были не только немцы, по и венгры и чехи. Об этом мы узнали в июле 1999 года. Из Глазова, где находится центр реабилитации военнопленных, в наше село приехали представители этого центра и на месте захоронения был поставлен памятник венграм.

    II Анализ рассказа
    1.Авторское чувство и наш диалог с писателем начинаются с заглавия.
    О чем говорит название рассказа «Картофелины»?
     автор хочет показать важность этого овоща;
     благодаря картошке выздоровел немец;
     это был основной продукт питания для Шуры, деревенского мальчика
    Сюжет рассказа «Картофелины», на первый взгляд, кажется простым.  
    Место действия— Пермская область, село Григорьевское на реке Сюзьве.
    Время действия точно обозначено: осень 1947г. -25 мая 1948г. Послевоенное время.
    Ребята, какие ассоциации возникают у вас при слове «война»?
    Война — это...
    - разлука 
    - разруха
    - гибель людей
    - боль утрат
    - горе 
    - несчастье
    - смерть 
    - враги
    -трагедия…

    2. О чём же рассказ А.Ф.Чебыкина? Определите тему.
    Дома вы прочитали рассказ «Картофелины», а сейчас постарайтесь вспомнить, о чем этот рассказ?
     - О жизни мальчика из нашего села; 
     - О дружбе;
     - О взаимоотношениях пленного немца и русского мальчика;
     - О том, как жило село в послевоенное время;
     - О добром сердце Александра;
     - О дружбе с врагом нашей страны;
     - О милосердии.

    Что такое МИЛОСЕРДИЕ? Милосердный?
    - милосердие — это «милое сердце», так бы мы разобрали слово на уроке русского языка
    Подберите синонимы к слову милосердный
    - отзывчивый;
    - добросердечный;
    - мягкосердный;
    - терпимый;
    -человеколюбивый
    По мнению Ожегова, милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
    Именно этому учит нас В.П.Астафьев, с произведениями которого вы уже знакомы: «...Русские люди! Постарайтесь жить по справедливости, быть милосердными друг к другу и нетерпимыми ко злу, разрушающему душу». 
    Запись на доске и в тетрадях
    Тема рассказа:  
     - Что волнует автора? Какие проблемы он поднимает?
    Проблемы рассказа: 
    1 Память о войне
    2 Взаимоотношение пленных и народа-победителя (Гуманное отношение к страдающему человеку)
    3 Выбор линии поведения в общении с военнопленными
    4 Нравственное взросление

    3. Кого бы вы назвали главным героем? Аргументировать

    IV Анализ содержания по эпизодам
    - обратимся к тексту рассказа 
    (работа в группах – даю листки с вопросами)
    1гр. Что вы можете сказать о жизни школьника Шуры? 
    2гр. Найдите признаки послевоенного времени в тексте. Сделайте вывод.
    3гр. Почему «Отношение к немецкому языку плёвое»? Подберите синонимы к слову плёвое.
    4гр. Поясните фразу «С немцами не общаемся — они фашисты».

    Историческая справка
    Первый немецкий военнопленный, по данным корреспондента газеты «Аргументы и факты» (АиФ № 49, 2004 г.), попал в руки Красной Армии 22 июня 1941 года. Последний был отпущен домой 9 сентября 1955 года. За это время через советские лагеря прошли до 3,5 миллиона немцев. По нашим данным, в плену умерли 450 тысяч. По немецким – до полутора миллионов.
    Советское положение о военнопленных было утверждено 1 июля 1941 г. Им гарантировалась жизнь и безопасность, а раненым и больным - еще и медицинская помощь. Жестоко обращаться с пленными и оскорблять их запрещалось. За пленным сохранялась военная форма, знаки различия, ордена, личные вещи и ценности, а офицерскому составу - холодное оружие. Причем на пленных распространялись все советские законы и постановления о нормах питания, рабочем времени и охране труда.
    По нормам от 23 июня 1941 г. на одного военнопленного в день полагалось 600 г ржаного хлеба, 90 г круп, 10 г макарон, 40 г мяса, 120 г рыбы, по 20 г муки, растительного масла, сахара и соли, 600 г картофеля и других овощей, 1,5 г суррогатного чая, 6 г томата-пюре, 0,13 г перца и 0,2 лаврового листа. Кроме того, на месяц военнопленному полагалось 5 пачек махорки и 5 коробков спичек, 200 г хозяйственного мыла(АиФ № 49, 2004 г.).

    Индивид задания (карточки) - по желанию 
    Было дано задание — записать воспоминания работников госпиталя или использовать архивный материал школьного музея. Собранный материал показывает неоднозначность отношения односельчан к пленным немцам. 
    1уч-ся. Воспоминания Кузнецовой Алевтины Семеновны(выпускницы 1947 года, ветерана педтруда).
    Пленные немцы в нашем селе.

    В селе появились незнакомые люди. В клубе, где мы иногда смотрели кинофильмы, разместился взвод наших солдат с винтовками. Иногда на улице встречались чужие, хмурые и молчаливые женщины да импозантный седой мужчина в форме военврача.
    Оказалось, в нашем селе, в нашей школе, где был госпиталь, разместили для лечения немецких военнопленных! Это событие не обсуждалось ни в школе, ни в клубе, ни в нашей семье. Только с этих пор мы, школьники, в те края, где разместился госпиталь для немцев, перестали ходить. Не ходили по воду на ключ - картофельник, не катались на лыжах с превосходной и, так любимой нами, снежной горки. Свои, но … чужие места…
    Немцы по улицам села не ходили. Поговаривали, что они опасались того, что любая русская баба при встрече поднимет их на вилы, а мальчишки забросают камнями. Но, однажды, летом по главной улице села прошла колонна (30 – 40 человек) немцев. Они шли в госпиталь. Все молодые, упитанные, в аккуратной солдатской форме и добротной обуви. Шли бодро, и громко пели бравурный марш с залихватским посвистом! Колонну сопровождали два конвоира с винтовками.
    Ни местные жители, ни сельские мальчишки не удостоили своим вниманием немецкую колонну.
    Госпитальная «немецкая» кухня находилась в здании, мимо которого мы проходили дважды в день – из дома в школу и обратно. Окна кухни всегда были плотно затворены, но аппетитные запахи скрыть не удавалось. Часто видели, как на повозку устанавливали ящики с белым (!) хлебом. Хлеб для немцев выпекали в этом же здании. На кухне и в пекарне работали квалифицированные, не сельские, мастера. Во дворе кухни два немецких солдата целый день пилили дрова. Один солдат подвозил для кухни и пекарни воду в бочке. Сани с водой тянула наша лошадка.Благородное и умное животное понимало, что вынуждено работать на немцев и, как могло, сопротивлялось! Через каждые 20 – 30 метров пути лошадь останавливалась. Немец бегал вокруг повозки, кричал, махал, толкал! Но никакие понукания и удары не могли сдвинуть коняжку с места, а немецкое donner wetter она ухом не вела! От солдата «валил пар»! Везучие сельские мальчишки смотрели и хохотали! Но однажды в подобной ситуации они научили немца (а зря!) как «правильно» возить воду на нашей лошадке… Услышав знакомое русское непечатное обращение, коняжка привычно и спокойно пошла по знакомой дороге. Знай наших!
    Благодарение судьбе! Терпение и великодушие русской души спасло нас от ожесточения…Мы верили, мы ждали, мы знали: «Будет и на нашей улице праздник!»
    2уч-ся.
     отношение к пленным зачитаем из письма Калачниковой Ангелины Александровны, выпускницы 1947 года:
    «Госпиталь охранялся. Самые здоровые должны были работать. Отряд человек 15-20 строем вначале под конвоем, а позднее – без, отправлялся в лес, за кладбище. Там они заготавливали дрова для своего госпиталя. Летом эти же немцы работали на укреплении плотины: по обе стороны водосброса ими были собраны из бревен срубы, которые они потом засыпали глиной. Глину эту они брали по правую сторону от дороги, поднимающейся прямо в гору (напротив больницы), насыпали в вагонетку и по узкоколейке доставляли до срубов. Помню: идет по селу отряд немцев, а Гофман Г. Ю., который у них работал переводчиком, дает команду петь. И немцы поют по-русски:  
    Это наша, русская «катюша»
    Немчурам поет за упокой.
    Кормили их, по нашему пониманию, неплохо. Мы учились в начальной школе, которая располагалась рядом с кухней госпиталя. В этом двухэтажном доме позднее на втором этаже размещался сельсовет. А в нижнем, каменном помещении была кухня. И немцы возили в баках еду в госпиталь. 
    Раньше в селе был роскошный пруд, намного больше того, что сейчас. Летом он несколько мелел, и по берегам было много ракушек-моллюсков. Они собирали их, разводили на берегу костер и варили, потом ели. Местные даже в самые голодные годы не промышляли этой «дичью», а немцы ели. Возможно, это и вкусно. Только было жалко смотреть на их изголодавшиеся лица».

    3уч-ся.
    Разделение врага на «человек» и «немец» существовало лишь поначалу, но по мере знакомства эти понятия в сознании односельчан все более сливались.
    Они не похожи были на врагов, они были потрепаны, да и глаза они прятали, весь их вид просил извинения.
    «Мы с бабушкой готовили парник для рассады. Немцы шли с работы. Немец, шедший последним, остановился, показывая на кучи коровяка: «Пильце! Пильце!». Мы знали, что это по – русски «грибы». На кучах коровяка росли грибы, которые у нас в пищу не употребляли. Немей снял пилотку, и мы собрали все грибы в неё.
     Тут наша бабушка принесла в бидоне молока и налила фрицу в походную фляжку. Немец благодарно закивал: «Данке! Данке!». Мы с братом возмутились: «Ещё этого не хватало, фашиста прикармливать! Это же враг!». А наша бабушка, от души плача говорит: «Вы не заметили, слепые котята, как немец похож на вашего отца Леонида?! Ведь копия его! Высокий, худой!.. Может и папке вашему, если он жив, кто – нибудь даст кусок хлеба…»(Труфанова Н.Л., ветеран педтруда, выпускница ГСШ 1949г.)
    Поначалу их все жители села называли фрицами, и лишь потом, примерно через год, у врагов появляются личные имена.
    «Впоследствии среди пленных немцев у нас появились друзья. Старшеклассники хорошо относились к немцу - водовозу Дуп Курту. Он решал ребятам сложнейшие задачи по математике, физике. Оказывается, в отечестве своем он был преподавателем математики в высшей школе. Все мы тогда свободно «шпрехали» по – немецки, а немцы от наших сельчан обучились русской брани. Как непохожи были эти военнопленные на экранных героев!» (Труфанова Н.Л., ветеран педтруда, выпускница ГСШ 1949г.)
    4уч-ся.
    Сближение чужих и своих шло постепенно. Мальчишки – старшеклассники частенько устраивали товарищеские встречи по футболу, желая, хотя бы в спортивной баталии обыграть пленных врагов. Эти футбольные встречи не всегда заканчивались победой наших над чужими. Как получилось так, что пленные стали играть вместе с сельскими, сейчас уже никто не может сказать, но объединенная футбольная команда стала победительницей района. Вот как это событие вспоминает Гуляев Г.П., выпускник 1948 года: «Двое немцев и венгр играли в футбол в составе сельской команды. Штеенбах – среднего роста, худощавый – был нападающим. А Петерс, светловолосый, полный, был в качестве защитника. Формы тогда взять было негде, и эти немцы даже старались что – то пошить для команды, и даже обувь спортивную мастерили. Наша тогда такая команда ездили в Нытву (районный центр), играли с командой от металлургического завода. Григорьевцы победили! В награду мы тогда получили спортивную форму на всю команду».
    Вот когда чужие стали своими! Гуляев Г.П. в своих воспоминаниях называет и немцев в том числе григорьевцами, он не разделяет их, а пишет «получили спортивную форму на всю команду». Я мысленно себе представляю эту спортивную радость победы, как все футболисты обнимаются, поздравляют и благодарят друг друга. Они настолько сдружились с пленными, что стали одной командой. 

    Вывод делает учитель: Мы попытались столкнуть два разных мнения, два разных отношения к военнопленным. Ведь они же ровесники! Они обе – представители поколения победителей. Но для одной из них (Кузнецовой А.С.) даже по прошествии 60 лет немцы – не просто чужие, а враги. И никогда она с этим не смирится. Нельзя ее судить за это.
     Мне кажется, эта двойственность восприятия весьма характерна: здесь и невольное восхищение педантичностью, аккуратностью в любом деле, даже в умении носить уже изрядно потрепанное обмундирование, и стыд за поражение.
      И, наверное, негативное отношение к пленным Кузнецовой А.С. можно объяснить тем, что она принадлежит к поколению победителей, к поколению, на плечи которых легли все тяготы военного лихолетья.
    «Фронтовое поколение 1941 – 45 гг. – это поколение победителей, в сознании которых сплелись воедино все сложности и противоречия советской эпохи, но самым главным, самым значительным событием в его жизни оказалась все – таки война, и миллионы людей осознают себя таковыми»(Е.С.Сенявская Психология войны в XX веке. Исторический опыт России. М., 1999).
    Однако после II мировой войны враждебные чувства, неприязнь к немцам сохранились в сознании нескольких поколений. И прошел ряд десятилетий, прежде чем отношение к ним стало более или менее нейтральным. Великая Отечественная коснулась всех, и послевоенное поколение – это дети и внуки погибших или воевавших в этой войне. Если у старшего поколения по отношению к немцам действуют не только разум, но и эмоции, то у молодежи эмоций меньше, и она винит в ужасах войны не немцев, а фашизм.
    Первая встреча Александра и Пауля:
    1гр.Опишите, опираясь на текст, каким предстает перед нами пленный Пауль  
    2гр. Как картофелины подействовали на военнопленного? Подтвердите это текстом
    3гр.Как ведет себя Шура при встрече с пленным немцем?
    4гр. Отношение пленного немца к подростку?Подтвердите это текстом

    Последняя встреча Александра и Пауля:
    1гр.Сравните,используя текст, душевное состояние Пауля при первой встрече и при расставании.
    2гр.Как вы понимаете слова автора «Как радость и счастье одинаковы у всех людей»?
    3гр.Скажите, изменилось ли отношение Шуры к пленному?Как и почему?
    4гр.За что благодарен пленный Пауль подростку?
    Историческая справка
    Большинство немецких военнопленных было репатриировано к концу 1948 г., а последний уехал в Германию осенью 1955-го, когда в СССР приехал с визитом канцлер ФРГ Аденауэр. Говорят, что охранники лагерей к этому времени настолько привыкли к узникам, что провожали домой с оркестром(АиФ № 49, 2004 г.). 
    IV Аналитическая беседа
     Проанализировать, как переживает, что чувствует Александр в момент расставания с Паулем(Я расстроился так, как будто лишался чего - то очень важного, близкого, родного)
     Взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.Как вы понимаете эти слова, к кому из героев рассказа можно их отнести и почему? Что такое нравственное взросление?
     Кто для вас, сегодняшних, пленные, которые лечились в нашем госпитале? (Это люди, попавшие в беду)

    IV Обобщение: 
    В чем важность этой встречи?
    русские люди очень отзывчивы и добры
    сочувствие немцу
    сам главный герой вырос нравственно
    проявил терпимость, приобрел друга

    Мы тоже считаем, что они были солдатами и выполняли приказ, и согласны с вами, что это люди, попавшие в беду. МЫ уверены, что вы так же испытываете боль от того, что их могилы безымянны, затоптаны козами, а безутешные родственники безуспешно пытаются найти последний их приют.
    Немцы оставили о себе хорошую память. Рядом со школой они посадили березы, которые бережно выкапывали в лесу и в мешках приносили к госпиталю.
    Ярким напоминанием о том времени был и остается Гофман Г.Ю.  
    Гофман Гейнрих Юлиусович, упоминаемый в письме Калачниковой А.А., действительно прибыл в село вместе с пленными немцами, а после расформирования госпиталя остался в школе сначала преподавателем физики, немецкого языка, а затем – директором школы. За его более чем двадцатилетнее руководство Григорьевская школа добилась рекордных показателей во всем: хор школы занимал призовые места в области, опыт производственной бригады изучался на республиканском уровне, пришкольный участок был лучшим в районе. Можно перечислять и перечислять заслуги, успехи, но самый главный, на мой взгляд успех – людская память. А его помнят как прекрасного педагога и талантливого руководителя. И нет ни одного негативного отзыва!

    Отношение к прочитанному
    нужно уметь прощать и быть милосердными

    Какие нравственные уроки вы извлекли для себя из этого произведения?
    Рассказ заставляет о многом задуматься. Что важно автору?
    Важно то, какие уроки каждый из вас вынес при прочтении рассказа. 
    - Рассказ учит идти на компромиссы, уметь видеть в каждом Человека, даже во враге.
    - Важно найти общий язык с теми, кто тебя окружает, не противопоставлять себя другим и не ставить себя выше всех. 
    - Прочитав текст, мы понимаем: надо быть терпимыми, ведь не знаешь, в какой ситуации окажешься сам 
    - Нужно хорошо подумать, прежде чем совершить тот или иной поступок.
    - Рассказ учит умению дружить.

    Приводим отрывок из сочинения ученицы: «Особенности русского национального характера – незлобивость, немстительность, чадолюбие, сердечность, отсутствие чувства превосходства особенно ярко прявились по отношению к немецким военнопленным. Этим можно объяснить отношение большей части населения к военнопленным. Чувство ненависти не переросло в слепую месть.
    Я горжусь тем, что мои сельчане не озлобились, не ожесточились. Они сохранили теплоту своих сердец и помогали пленным немцам, по сути своим врагам. Горжусь и хочу быть похожим на своих земляков.
    Теперь мне становится понятным, почему некоторые негативно относятся к нашим действиям, одни открыто критикуют учителей, которые вместе с нами работают, ругают нас, другие тихо, но педантично загоняют коз на немецкое кладбище. Я и их не сужу. Но важно другое: все больше и больше находится у нас сторонников, желающих помочь нам в сборе информации о немецком госпитале и в уборке территории немецкого кладбища, а что особенно радует, они из числа поколения победителей»
    Рефлексия:
    Меня удивило то, что…
    Мы поняли, что…
    Нашу задачу вижу в том, чтобы…
    Уходя с урока, я чувствую…
    Урок запомнился тем, что…

    Название урока «Чтобы боль каждого…» требует продолжения фразы:
     Чтобы боль каждого отзывалась в нашем сердце
     Чтобы боль каждого трогала душу
     Чтобы боль каждого заставляла откликнуться тех, кто рядом

    Проходит время: секунды, часы, дни, годы... И пока бьются ваши сердца, творите добро и будьте милосердны! 

    Литература:


    Е.С.Сенявская Психология войны в XX веке. Исторический опыт России. М., 1999).
    А.Карышев. Пленные немцы в Григорьевске// Воин России, № 12, 2004 
    А.Ф Чебыкин. Герой Днепра, г.Краснодар, 2004
    Чебыкиным А.Ф. Русь моя неоглядная. Краснодар, 2005
    Чебыкиным А.Ф. Картофелина // Все начинается со школьного звонка.с.Григорьевское, 2001
    Аргументы и факты № 49, 2004 г.

    Воспоминания
    Беспаловой Э.Н, 1894 г. р.
    Гуляева Г.П., выпускника 1948 года 
    Калачниковой А. А., выпускницы 1947 года
    Кузнецовой А.С., выпускницы 1947 года.
    Кульдяевой М.А., 1919 г. р.
    Труфановой Н.Л., ветерана педтруда, выпускницы ГСШ 1949г

     Центральный архив МО опись 16524, дело №6.  


    Бесплатный конструктор сайтов - uCozАвтор-Серебренников А.Р.